Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История учреждения образования

Первое упоминание о школе в д. Александрии относится к 1886 году. В источниках говорится, что в деревне имелось две церковно-приходских  школы грамоты.

После революции в годы образования колхозов на наших землях полностью была разрушена и сожжена церковь. Школа, существовавшая при ней, осталась действующей.  Еще с довоенных лет это было четыре бревенчатых корпуса. За ними – учительский дом-интернат. Слева – учительская, библиотека. Школьная территория помимо прямого назначения была своего рода «народным вече». Здесь проводились всевозможные «сходы», выборы, митинги.

C  1928   школа стала семилетней. Известно, что в последние предвоенные годы директором  семилетней Александрийской школы был Ерашов Алексей  Сергеевич. Несмотря на броню, он ушел на фронт. Погиб Алексей Сергеевич на территории Австрии вблизи города Феранг.  Наши выпускники довоенных лет тогда белорусской семилетки отмечают, что учительский состав всегда отличался знаниями, высокой культурой.

С 1941 по 1944 год директором семилетней школы был Поборцев, а с 1944 по 1957 год – Галанов Дмитрий Илларионович.  Дмитрий Илларионович родился 25 сентября 1916 года. Призван в ряды Советской Армии в 1939 году с должности учителя белорусского языка Городецкой школы. Служил в г. Новгород, закончил школу младших командиров. После Новгорода был переведен в г. Ленинград и во время войны он защищал его от немецко-фашистских захватчиков. В 1941 году в боях за Тихвин (Ленинградская обл) был тяжело ранен, ему ампутировали правую ногу. После лечения в 1942 году был. Демобилизован из армии и поступил в Иркутский учительский институт, а в 1944 году закончил его и прибыл на родину по вызову Министерства просвещения Белоруссии. В боях за Тихвин награжден медалью за «Боевые заслуги». Кроме  этого имеет награды: орден «Красной звезды», орден «Великой Отечественной войны  I степени» и 15 медалей.

В Александрийской школе работал директором 13 лет ( 1944-1957г.г.). Дмитрий Илларионовия вспоминает, что школа была укомплектована кадрами: Шакалинская Е.Н. –учитель русского языка и литературы ( награждена грамотой Министерства просвещения), Макаров А.С. – учитель белорусского языка и литературы, Зажигина Т.Н. – учитель математики ( ПРИЛОЖЕНИЕ1), Акминский Эдуард Владимирович – учитель немецкого языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), Трескович – учитель физики, Астрахович Н.Н. – учитель русского языка и литературы (заслуженный учитель БССР), Морозов П.Е. –учитель математики. Ерашов Алексй  был военруком в 1944 году, затем ушел в армию, а в 1945 погиб в боях за Будапешт.

Во время войны и первые годы после войны мебели в школе не было, скамейки делали сами учащиеся и учителя. Тетрадей не было, писали на газетах, журналах старых выпусков. В школе была организована пионерская и комсомольская организации. Школа была ветхая, старая, приходилось каждый год ремонтировать. В 1946 году сельский Совет передал школе бывшее здание бургомистра, а учителя при помощи колхоза перевезли его к школе, поставили и разместили в   нем учительскую.  В это время школа работала в две смены с наполняемость классов 30-35 человек. В 1957 году по приказу РОНО был переведен и назначен директором  в Шкловскую спецшколу для слепых и слабовидящих детей, в котрой поработал до 72 –летнего возраста. Награжден значком отличника народного просвещения БССР

В 1962-1963 учебном году на базе семилетней открывается неполная средняя (восьмилетняя) белорусскоязычная, а уже с 1968г -  русскоязычная школа. Из воспоминаний бывших учителей школы известно, что в школе обучалось много детей, средние классы имели параллели, потому что школа пополнялась детьми, окончившими начальные школы близлежащих деревень. Это – Замошанская, Копысицкая, Подкняженсквая, Межниковская, Слободская  школы, которые закрылись только в конце 70-тых годов. Учителя вспоминают, что параллелей было даже по три, и в каждом классе  наполняемость доходила до 40 человек.

С 1957  по 1963 год  работал директором Стояков Александр Игнатьевич, бывший секретарь обкома партии. А в  апреле 1963 его сменил Карпеченко Григорий Степанович (ПРИЛОЖЕНИЕ). Он окончил  Оршанское педучилище, затем Могилевский пединститут. Многие годы трудовой деятельности отданы Александрийской школе в качестве директора и учителя истории. Григорий Степанович прошел всю войну. Его боевой путь  от Ирана до Берлина. Имеет много боевых наград. Все материалы о нем находятся в музее педучилища г. Орша. При нем же школа в 1968 году стала средней.

С  1968  один учебный год директорствовал Кегелес Борис Львович, с 1969 по 1975 – Зулев Анатолий Романович, с 1975 по 1989 – Титов Станислав Борисович. Добросовестный труд его отмечен наградами: отличник образования БССР, грамота Министерства просвещения, а также грамотами  облоно и района. Кроме педагогической  деятельности был депутатом районного  и сельского Совета депутатов, активный пропагандист, управлял агитколлективом колхоза «Днепровский».  С 1989 года, после внезапной смерти Станислава Борисовича его сменила  Лидия Ивановна Титова  оптимистка по жизни, человек с активной гражданской позицией, пример служения людям и родной стране. Много  выпускников ее стали отличными специалистами в разных  сферах знаний. За добросовестный труд  Лидия Ивановна награждена Грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Почетной грамотой Шкловского районного Совета депутатов.

Все эти годы школа представляла собой пять деревянных строений. И в народе ее ласково называли «пятихаткой». (фото) Два здания со стороны железной дороги были мастерскими и школьной библиотекой. По другую сторону –  домик, приспособленный под  спортивный зал. Основное здание, в котором размещались: начальная школа,  кабинеты физики, белорусского языка, немецкого языка, математики,  учительская,  актовый зал.  И еще одно здание  размещало кабинет химии и истории с географией.

В 1991 году на территории школы было построено еще одно здание, в котором разместился кабинет  директора, методический кабинет и учительская. Однако все планы  по реконструкции школы нарушил ряд пожаров 1992-1993,  в результате которых сгорело и основное (из пяти) здание школы. Пришлось арендовать в колхозе задание, которое приспособили для обучения начальных классов. В это время в школе обучалось  около ста учащихся.

1 сентября 1996 года на месте основного старого здания школы, в 110-ю годовщину, открыта новая типовая современная средняя школа с компьютерным классом, лингафонным кабинетом, спортивными площадками и стадионом, площадкой для занятий  по правилам дорожного движения.

Школа являлась инновационной площадкой на уровне района, работала в режиме развития по модели «Школа развития творческих способностей учащихся». В это время, кроме учебных занятий работало 10 уроков творчества и 15 кружков. 

Специфика школы, ее история, традиции обусловили в качестве одного из ведущих направлений воспитание у школьников гражданственности и патриотизма. Не случайно, что из стен Александрийской школы вышло такое количество достойных людей. Среди них: ученый доктор биологических наук  В.М.Иванченко; член союза архитекторов СССР и БССР, руководитель авторского коллектива по проекту и застройке г. Солигорска  Ф.М. Иванченко; писатель-прозаик, который еще занимался  живописью и графикой Л.И. Иванченко,  (его книга «Белый камень» повествует о жизни наших прадедов, дедов и мам в самые суровые годы войны и после нее); заслуженный лесовод БССР Н.П.Лобков; поэтесса Панкова Мария; первый Президент РБ  А.Г.Лукашенко (Т.Н. Карпеченко вспоминает, что она работала в школе учителем математики. Через ее руки прошли сотни мальчишек и девчонок. Среди них и Саша Лукашенко, классным руководителем которого она являлась с 5-го по 8-ой класс.  Александр был одним из тех учеников, которые хотели знать все. Много читал, был очень сообразительным, любознательным. Воспитывала его мама, женщина вежливая, всегда с юмором, товарищеская, внимательная к простым людям. Сын относился к ней с уважением, помогал во всем)  и многие другие.

Педагогический коллектив совместно с активами ОО БРСМ и ОО БРПО создают условия для формирования у своих воспитанников веры в общечеловеческие идеалы. За основу идеалов можно взять такие ценности, как: правда, доброта, красота. Эти нравственные ценности у народа имели и имеют огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий. Правда открывает путь к истине, красота – к человеку. Красота создает гармонию и упорядоченность в жизнедеятельности коллектива и каждого человека. Материализация этих ценностей - основные средства гражданского воспитания.

Именно поэтому на протяжении 2005-2007 гг школа являлась республиканской инновационной площадкой «Развитие идеологически ценностного воспитательного пространства ОУ». Воспитательная деятельность в УПК  (В 2006 году к школе  была сделана пристройка для размещения дошкольников т.к. детского садика в хозяйстве не было.  Школа  реорганизована в учебно-педагогический комплекс «Детский сад средняя школа», в котором обучалось 142 учащихся, 30 воспитанников детского сада, реализовывали свой творческий педагогический потенциал 27 учителей и воспитателей.)

  строилась, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Воспитательная система комплекса охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь школьников, разнообразную деятельность и общение за пределами комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Каждая школа богата своими традициями. Гордостью  нашей школы  стал музей, который с 1996 года был краеведческим уголком «Знай свой край», а уже с 2001 года – историко-краеведческим музеем. Неоценима роль  музея в образовательном процессе. Широко используются возможности школьного историко-краеведческого музея, музея школы  (2005 год), который расположен в классе, где учился первый Президент РБ А.Г Лукашенко.

  Основной признак музея – наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники: сведения об исторической жизни, культуре, быте народа.

  Фонд включает в себя памятники духовной и материальной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, рукописные и печатные документы, подлинные фотографии) и естественно - исторические материалы.

Материалы школьного музея регулярно используются учителями, как на уроках, так и во внеклассной работе. Создан совет музея, важное место в его работе  занимает подготовка и учеба экскурсоводов, на которых ребята познают  азы профессии экскурсовода.

Школьный музей предназначен проводить просветительскую и воспитательную  работу. Большое поле деятельности по воспитанию патриотизма, повышения гражданской активности учащихся видится в поисковой работе, краеведении. Экскурсии, проведённые в школьном  историко-краеведческом музее  дают возможность школьникам постоянно знакомиться с историей родного края, соприкасаться с культурой и бытом своих предков, чувствовать себя неотъемлемой частью родной земли и цивилизованного мира.

    

За 2010 год  экскурсоводами школы проведено 34 экскурсии  для школьников с участием более 1000 человек, а также для учащихся своей школы 15 экскурсий.

 На  базе музея проводятся уроки мужества, памяти «Дорогами Победы», «Долг, память», «Неси добро души своей»,  заседания совета музея.

В школе работают: кружок «Забота»,  клубы «Крылатый дозор», «Патриот».

Заседания клуба предусматривают изучение истории родной земли, ис­тории нашего Отечества, боевых, трудовьгх  и культурных традиций, устоев наро­да, как важнейшему направле­нию в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей ве­ликой Отчизне, к малой и большой Роди­не.  Роль истории  в идеологическом и гражданско-патриотическом воспитании  неоценима, ведь соприкасаясь с ней, под­растающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, де­дов и отцов беззаветному служению Оте­честву.

• изучение истории научных откры­тий, создания оружия и военной техники;

  • изучение ратной истории Беларуси, истории их Воору­женных Сил, видов и родов войск, бое­вых традиций армии;

 

• изучение жизни и подвигов великих людей (в том числе и земляков);

• изучение боевого пути воинских ча­стей и соединений; (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Клуб «Крылатый дозор» зарегистрирован в 2010 году. Члены клуба изучают миграцию птиц, помогают провести учет редких птиц, занимаются тем, чтобы в зимнее время птицам хватало корма, ведут просветительскую работу в коллективе учащихся и родителей по охране природы.

Членами кружка «Забота» в сотрудничестве с учителями и руководителем районного общества   Красного  креста  разработана программа «Милосердие», которая работает по различным направлениям:

  • МИЛОСЕРДИЕ И ПРИРОДА

 

  • ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ТРУДА

 

  • ДЛЯ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

 

 

 

 

  • ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

  • ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ В ДЕТСКОМ САДУ


  • ШЕФСКАЯ РАБОТА НАД МЕМОРИАЛАМИ

 

Главные задачи:

        научить мыслить,  воспитать чувства, формировать прочные нравственные основы.

Основные ценностные ориентиры воспитания:

Человек – абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы, общества

Здоровье,  семья, Отечество, труд, творчество, дружба, любовь, гуманное отношение, Земля, Мир.

 

Разделы сайта