Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профориентация

Институт пограничной службы Республики Беларусь
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МОГИЛЕВСКИЙ ИСТИТУТ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 Документы:


Высшие учебные заведения:

  1. УО «Белорусский государственный технологический университет» (внешняя ссылка)
  2. УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» (внешняя ссылка) (Буклет факультета экономики и права 2021 .pptx (1.31 МБ))
  3. Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет» (внешняя ссылка)
  4. УО «Могилевский государственный университет продовольствия» (внешняя ссылка)
  5. УО «Белорусская государственная ордена октябрьской революции и трудового красного знамени сельскохозяйственная академия» (внешняя ссылка)
  6. Могилевский институт МВД Республики Беларусь (внешняя ссылка)
  7. Белорусский национальный технический университет (внешняя ссылка) 
  8. УО «Военная академия Республики Беларусь» (внешняя ссылка) 
  9. УО «Институт пограничной службы Республики Беларусь» (внешняя ссылка) 
  10. УО «Белорусский государственный университет транспорта» (внешняя ссылка) 
  11. УО «Белорусская государственная академия авиации» (внешняя ссылка) 
  12. Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (внешняя ссылка)
  13. УО «Белорусский государственный медицинский университет» (внешняя ссылка) 
  14. УО «Белорусского государственного университета» (внешняя ссылка) 
  15. УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (внешняя ссылка) 
  16. УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (внешняя ссылка) 
  17. УО «Белорусская государственная академия связи» (внешняя ссылка)
  18. УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина» (внешняя ссылка)
  19. УО «Гродненский государственный аграрный университет» (внешняя ссылка) П

Средние специальные учебные заведения:

  1. Архитектурно-строительный колледж в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет (внешняя ссылка)
  2. Социально-гуманитарный колледж учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А .Кулешова» (внешняя ссылка) 
  3. Филиал УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» «Могилевский торговый колледж» (внешняя ссылка)
  4. Могилевский государственный медицинский колледж (внешняя ссылка)
  5. УО «Могилевский государственный политехнический колледж» (внешняя ссылка)
  6. УО «Могилевский государственный музыкальный колледж имени Н.А.Римского-Корсакова» (внешняя ссылка)
  7. УО «Могилевское государственное училище олимпийского резерва» (внешняя ссылка)
  8. УО «Могилевский государственный колледж искусств» (внешняя ссылка)
  9. ГУО «Могилевское областное кадетское училище» (внешняя ссылка)
  10. УО «Могилевский государственный технологический колледж» (внешняя ссылка)

Профессионально-техническое образование:

  1. УО «Могилёвский государственный ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж имени К. П. Орловского» (внешняя ссылка)
  2. УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж» (внешняя ссылка)
  3. УО «Могилевский государственный профессиональный лицей № 1» (внешняя ссылка)
  4. УО «Могилевский государственный профессиональный лицей № 2» (внешняя ссылка)
  5. УО «Могилевский государственный профессиональный лицей № 7» (внешняя ссылка)
  6. УО «Государственный профессиональный лицей № 9 г. Могилева имени А.П. Старовойтова» (внешняя ссылка)
  7. УО «Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж» (внешняя ссылка)
  8. УО «Могилевский профессиональный электротехнический колледж» (внешняя ссылка)
  9. УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж» (внешняя ссылка)
  10. УО «Минский государственный профессиональный лицей № 7 строительства» (внешняя ссылка)
  11. УО «Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности» (внешняя ссылка)

Беседы по профессиональной ориентации учащихся

Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии. Понимание ее значимости и смысла. Потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.

Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.

Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.

Школа берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться, для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д. Но не только психологи, но и учителя всех дисциплин призваны, не нарушая логики программы изучаемой темы, с учетом специфики своего предмета, активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны.

ОБ ОСТАЛЬНЫХ НЕИЗВЕСТНЫХ

Выбор профессии — задача со многими неизвестными. Когда вы познакомитесь с миром профессий, вам станет ясным только первое неизвестное — круг работ, которые вам нравятся, и одна из них, — которая нравится особенно.

А понравитесь ли вы этой работе? Другими словами, будут ли соответствовать ваши личные качества, черты характера, темперамент тем требованиям, которые предъявляет к человеку облюбованная им работа. Мы уже говорили о летчике и экономисте. Тут как раз все обойдется благополучно: сама профессия остановит вас на пороге и дальше не пустит, если вы ей не подходите. Но может быть хуже: вы поверите только тому, что «нравится», выберете работу, которая не предъявит к вам поначалу таких жестких требований, но потом выяснится, что они все-таки есть, эти требования, и немалые, а вы к ним не готовы. Придется или перестраивать себя, что очень нелегко, порой, даже мучительно, или менять профессию.

Значит, нужно заранее приглядеться к самому себе. «Да что я, себя не знаю, что ли?»—запротестуете вы. Не горячитесь. Не каждый, даже убеленный сединами человек, может заявить категорически, что он знает все свои достоинства и недостатки. А юность к тому же склонна скорее переоценивать себя, чем недооценивать. Тут можно сразу сказать, что точных результатов самопознания вы не получите — это почти невозможно. Да и не нужно. Старайтесь только объективно и беспристрастно изучать себя (а о том, как это делать, мы тоже поговорим позже), и вы получите второе неизвестное, пусть приблизительное, но достаточное для решения задачи.

Попутно придется найти третье неизвестное: определить состояние своего здоровья. Даже если вы чувствуете себя совершенно здоровым, все равно как можно полнее обследуйтесь у врачей, чтобы узнать, нет ли противопоказаний к выбранной вами работе.

Но и это еще не все.

В любой работе есть тонкости, нюансы, о которых вам никакая теория, никакая система не расскажет. Нужно поговорить с людьми, которые эту работу выполняют, и лучше всего, если выпадет возможность, прямо на рабочем месте. И тут могут выясниться непредвиденные детали и подробности. Они или сделают выбранную работу еще более привлекательной, или, наоборот, заставят изменить решение и начать все сначала.

Допустим, близкое знакомство с профессией обрадовало вас, а не огорчило. Еще одно неизвестное стало известным. Тогда остается последнее — куда пойти учиться? Из нескольких дорог, ведущих к профессии, нужно выбрать подходящую.

Видите: получается сложная, многоходовая стратегия выбора работы. Но зато и цель этой стратегии безмерно важна — любимое дело.

Правда, в жизни часто человек находит интересное для себя дело без всякой стратегии. Помните, мы говорили, что каждый третий любит свою работу? Ведь далеко не все любящие дело, которым они занимаются, пришли к нему с помощью системы. Но можно сказать и так: только каждый третий любит свою работу. Ну а двое других? Если вы не хотите попасть в их число, лучше не надеяться на случай.

Как раз о том, что получается, когда полагаются на случай или на видимость осознанного выбора, расскажу несколько историй.

«А для чего они, эти истории? — спросите вы.— Не лучше ли сразу перейти к обещанной стратегии?» Дело в том, что стратегия всегда требует времени. А времени-то, допустим, у вас уже нет: сданы выпускные экзамены в школе, и не сегодня, так завтра нужно что-то решать. По крайней мере, вы будете знать, как не надо выбирать профессию. А это уже немало.

Но могут ли одни случайности предостеречь от других случайностей — ведь они все разные? Могут. Потому что разные они только внешне, а если присмотреться и проанализировать их, получится всего несколько типичных ошибок.

А начнем мы с самой коварной случайности — коварной потому, что прячется она под маской продуманного поступка и не сразу себя выдает. Но когда сбрасывает маску…

В САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

Еще одно привычное выражение охотно употребляют старшие, когда разговаривают с вами о будущем:

«Нужно выбрать верную дорогу». Разумеется, они имеют в виду не столько дорогу, сколько то, куда она ведет. Да и не путь сперва выбирают, а цель. 

Однако немалая часть абитуриентов руководствуется другим смыслом, и тоже по-своему здравым. «Да, мы сдали документы сюда и хотели бы здесь учиться, приобрести именно эту профессию, но конкурс, конкурс — двенадцать человек на место, разве тут пробьешься! А вон там только полтора человека. Забираем скорей документы, бежим туда!» Чему там учат?.. Какое это имеет значение, главное — нет конкурса. Даже с тройками можно пройти, а через месяц можно показать маме с папой студенческий билет и обзвонить одноклассников: «По-сту-пил!»

Каков будет результат к концу пресловутого летнего дня, обычного для других, но не для абитуриента, предсказать невозможно: сведения о числе поданных и взятых обратно заявлений меняются стремительно. Зато можно предсказать отдаленный результат: это инженеры, не любящие технику, ученые, не любящие науку, агрономы, не любящие землю…

Пойдут разочарования, неудачи, внутренние конфликты, и это обязательно скажется на характере человека. Или он, борясь с совестью, сделается раздражительным, мрачным, угрюмым, или, наоборот, отметет совесть и превратится в прекраснодушного бездельника.

Теряет человек, теряет и общество. Оно получило специалиста, не увлеченного делом. Ладно бы одного, двух, а то вон, сколько их, работающих вполсилы, без инициативы, только по обязанности.

Явление распространенное, в нем теряются отдельные судьбы. Но вот история вполне конкретная.

ЧЕГО ЖЕЛАЮТ МАМА И ПАПА

Чаще всего родители—добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, — например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей. Разберем только те, которые на первый взгляд ну никак не выглядят ошибками. Скорее наоборот.

…Отец беззаветно предан своему делу, увлечен им до самозабвения, добился в нем незаурядных успехов, не мыслит для себя никакой иной работы. И — не мыслит никакой другой для вас. Тут очень легко поддаться, потому что вот он, ярчайший пример, перед глазами, не где-нибудь, а у себя дома, родной отец. И прекрасно, если у вас те же склонности, те же черты характера, способности. Так рождаются целые трудовые династии. Но и склонности, и способности могут быть другими, иногда прямо противоположными. И тогда через несколько лет неумолимое общественное мнение вынесет за вашей спиной приговор: «Нет, не в отца пошел. Тот, вон какой, а сын…»

Пойти в отца—не значит непременно проявить себя в его деле. Не вернее ли проявить себя в своем и тем самым укрепить отцовский авторитет и нажить собственный?

Бывает и другое. Не сумели родители найти с в о ю работу, полюбить ее. И вот теперь стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым, увы, не пришлось заниматься самим.

ЧТО ЗА ДЕСЯТКОЙ

И, наконец, последняя ошибка, — когда уверенную десятку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Оговорюсь: последняя ошибка лишь в нашем — надеюсь, не слишком длинном — перечне, а в жизни случается еще с десяток других типичных недоразумений. Но мы о них говорить не будем: они и столь часты и не так огорчительно сказываются на будущем.

Итак, последняя ошибка. Школьная математика—лишь малая часть этой науки. Литература — вы не очень хорошо будете знать ее, если ограничитесь школьным курсом и не захотите ничего читать сверх программы. История — достаточно сказать, что описание только Великой Отечественной войны занимает в нескольких толстых томах больше страниц, чем весь школьный курс от древних времен до новейших. Так что одно дело — получать десятки за основы, совсем другое — углубиться в науку или в профессию, связанную с ней.

Это первая причина, почему, несмотря на «железные» десятки, нельзя отождествлять учебный предмет с самой наукой.

Другая причина в качественных различиях. Например, высшая математика отличается от элементарной и сложностью, и принципиально другими методами вычислений, и большей долей нестандартной логики.

Но важнее всего третья причина. Допустим, вы любите литературу, легко занимаетесь ею и получаете сплошные пятерки. И можно назвать вполне резонным ваше стремление стать филологом. Но знание литературы—лишь изначальное, самое основное требование к человеку, решившему стать филологом. Как, скажем, профессиональный музыкант немыслим без слуха, художник—без цветоощущения, конструктор—без пространственного воображения. А за самым основным, первейшим требованием таятся и другие. Не зная их, можно серьезно ошибиться. Взять ту же филологию. Если заниматься ею как наукой, необходимы, кроме всего прочего, исследовательские способности, а если преподавать язык и литературу—обязательно педагогические.

Итог сказанному:

Вот мы и познакомились с самыми распространенными ошибками в выборе профессии. Возможно, это предостережет вас от случайности.

Но не впадайте и в другую крайность — не воспринимайте все рассказанное как систему запрещающих знаков и не шарахайтесь сразу же от малейшего сходства вашей собственной ситуации с каким-либо из прочитанных только что примеров. Вполне возможно, что председатель колхоза или директор завода будут агитировать вас идти как раз туда, где вы найдете себя и будете счастливы. И желанные техникум или ПТУ могут оказаться рядом с домом. И намерения родителей не обязательно войдут в противоречие с вашими собственными. И пятерка по математике приводит в большую науку. Все зависит от того, насколько серьезной для себя — и для общества — вы считаете задачу выбора работы и как будете ее решать.

Структура профессии.

ГОРИЗОНТАЛИ ПРОФЕССИЙ

Слесарь, сельский механизатор, инженер, врач и многие другие профессии — это широчайшие области, внутри которых есть свои границы.

О том, насколько широка профессия слесаря, мы уже имели повод поговорить. Добавим только, что наладчик, сборщик, ремонтник, лекальщик, инструментальщик, сантехник и другие разновидности—это разные специальности одной профессии. А если взять любую из них, можно выявить и специализацию: например, ремонтник химического оборудования, ремонтник станков, ремонтник двигателей.

Можно легко представить себе специальности и области специализации сельского механизатора — все вы знаете, насколько разнообразна сельскохозяйственная техника.

Около трехсот пятидесяти специальностей насчитывает профессия инженера, поэтому сказать, что вы хотите стать инженером,— значит, почти ничего не сказать. Лучше, примерно, так: «Буду инженером-энергетиком, хочется заниматься турбогенераторами». Тут уже есть и профессия—инженер, и специальность—энергетик, и направление специализации—эксплуатация турбогенераторов.

Врач-стоматолог и врач-радиолог только поначалу изучают одни и те же основы медицины, а потом их пути расходятся очень далеко. Окажись радиолог перед пациентом, сидящим в зубоврачебном кресле, он так же беспомощен, как если бы и не был врачом вовсе. А стоматолог, в свою очередь, может иметь весьма смутное представление о радиологии, и никто его за это не упрекнет. Видите, как далеко отстоят друг от друга разные специальности одной профессии.

А специализация? Возьмем ту же стоматологию. Три зубных врача могут заниматься разным делом: один лечит зубы, другой удаляет, третий протезирует. В больших поликлиниках так оно и бывает. И хотя зубной врач должен уметь и лечить, и рвать, и вставлять, практика и опыт дают свои результаты: что-то получается все лучше и лучше, а что-то забывается.

Есть разные специальности и в журналистике: литературный работник газеты, радиожурналист, телерепортер, фотокорреспондент. А специализация… Один очень интересный человек, заведующий промышленным отделом республиканской газеты, сознательно пошел учиться не на факультет журналистики, а в политехнический институт, на вечернее отделение. Странно? Нисколько, если разобраться в мотивах этого поступка. Просто он с самого начала подошел к специализации серьезно. Нет универсальных журналистов, каждый исследует определенную область жизни — науку, искусство, быт, спорт, транспорт, торговлю и так далее—и пишет о ней. Причем эту область журналист должен знать очень хорошо, иначе читатель сразу же заметит белые нитки в его материалах. Вот почему теперешний заведующий промышленным отделом здраво рассудил, что политехнический институт и несколько лет работы в машиностроении позволят ему потом с большим знанием дела разрабатывать в печати промышленные темы.

Конечно, это исключение, когда сознательно выбирается учебное заведение, не имеющее на первый взгляд никакого отношения к будущей профессии. И все же, прежде чем выбирать, куда пойти учиться, постарайтесь узнать всю горизонталь профессии, все специальности, которые в нее входят, а потом познакомьтесь с факультетами институтов, техникумов, с отделениями профтехучилищ, со специальностями, которые там преподают. Сделать это не трудно: каждый год издаются, продаются и поступают в библиотеки справочники для абитуриентов вузов и техникумов.

Если такое детальное знакомство состоится, выбор, конечно, будет точнее. В городе десяток профтехучилищ, где готовят слесарей, и вроде бы можно идти в любое, но если вы узнаете о специальностях, то выберете одно. Не лишним будет узнать попутно, на какое предприятие посылает своих выпускников то или иное училище, то есть какая будет потом специализация.

ВЕРТИКАЛИ РАБОТЫ

Заметьте—работы, а не профессии, потому что по вертикали располагаются хоть и родственные, но разные по уровню образования профессии.

Слесарь, техник-механик, инженер-механик.

Чертежник, техник-конструктор, инженер-конструктор.

Медсестра, фельдшер, врач.

Вот вам три примера вертикалей работы. Область деятельности одна и та же, даже конкретный объект труда может быть один, так что и работают люди рядом, только уровень квалификации у них разный.

Сделаем существенную оговорку: разный уровень квалификации по образованию, а не по опыту работы, потому что встречаются в жизни хорошие слесари и не очень хорошие инженеры, отлично знающие свое дело медсестры и… плохие врачи. Бывает, конечно, и наоборот: хороший инженер, и плохой слесарь, хороший врач и плохая медсестра. Но мы берем идеальный вариант: каждый хорошо делает ту работу, которую сам для себя избрал, и благодаря этому бесперебойно и слаженно действует вся вертикаль.

Такие вертикали есть во многих других работах, и их тоже нужно знать, потому что выбираете вы все-таки в первую очередь работу, а не уровень образования. И если не выходит, скажем, с поступлением в желаемый институт, можно пойти в соответствующий техникум или сходное профтехучилище — объект работы все равно будет тот же.

Но не только для этого желательно знать вертикали работы. В беседах с мастерами, если помните, явственно сквозила мысль: каких бы высот ни хотели достичь, начинать лучше с основ. Поработать слесарем, прежде чем стать инженером-механиком. Поработать медсестрой или фельдшером, прежде чем стать врачом. Поработать чертежником, прежде чем стать конструктором. А значит, и учиться идти не сразу в институт, а на курсы, в училище, учеником на завод. Кстати, лауреат Ленинской и Государственной премий инженер-конструктор Константин Ефимович Бавыкин именно так начинал свой трудовой путь — был чертежником в авиационных мастерских.

И конечно, у истоков профессии тоже нужно работать, изучать дело, а не считать его лишь трамплином для будущего. Только тогда будет заложен камень в фундамент мастерства. А то сейчас наметилось не очень приятное явление: некоторые выпускники школ работают на заводах и фабриках только для того, чтобы облегчить себе потом поступление в институт. При таком подходе к делу пользы, естественно, мало, и уж воистину этот год-другой можно считать потерянным.

Заключение.

ВО ИМЯ ЧЕГО.

К любой нестандартной задаче, прежде всего, нужно найти подход. Задача выбора профессии — не исключение, здесь тоже нужно заранее определить, с каких позиций за нее приниматься.

Почему вообще вы идете работать? Наверное, это и есть исходный вопрос.

Говорила о том, что психологи тщательно изучили профессии. Выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.

Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, их и объединили в группы, Например, профессия слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различают только с точки зрения производственных задач и условия труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек-человек». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Тип «человек-техник» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Тип «человек художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Основы выбора профессии

Каждый человек в жизни совершает множество выборов. Но один из них является наиважнейшим – это выбор профессионального пути. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди — родители, педагоги, психологи, социальные работники — много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. При этом наиболее опытные, житейски мудрые взрослые понимают, что молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат. Даже знания особенностей своего характера и способностей может оказаться недостаточно для правильного выбора.

Выбор профессии – задача очень ответственная. От ее решения будет многое зависеть. Каждый человек хочет выбрать наиболее интересную, престижную и высокооплачиваемую профессию. Но часто мы принимаем необдуманные решения. Не имея точной и достоверной информации про ту или иную профессию, легко ошибиться, отдав предпочтение в пользу неподходящей вам сферы деятельности. Огромное количество выпускников учебных заведений не могут найти вакансии по выбранной ними специальности. И они вынуждены работать не по своей квалификации.

При выборе профессии, обязательно необходимо учесть главные условия: работа должна быть интересной, вы легко находите вакансию по специальности, и профессия отвечает вашим реальным возможностям.

При выборе специальности, нужно обязательно учесть плюсы и минусы профессий. Для этого необходимо больше узнать о них. Если вы хотите заняться юриспруденцией, то самая интересная профессия в этой сфере – адвокат . Возможность карьерного роста и высокая зарплата – безусловно, являются большим плюсом. Но часто адвокату приходится защищать виновных подзащитных.

Актер может прославиться на весь мир и зарабатывать огромные деньги, но добиться этого в нынешних условиях очень сложно. К тому же, актеры очень устают в связи с ненормированным рабочим графиком.

Профессия бухгалтера пользуется спросом, но предусматривает очень кропотливую работу и большую ответственность. Врачи и ветеринары спасают жизнь людям и животным, но работа эта низкооплачиваемая и стрессовая.

Очень интересная и творческая профессия журналиста . Но график работы в этом случае не нормируется, а оплата ниже среднего уровня. Профессия инженера требует большого внимания, усидчивости, и связана она с расчетами. Чтобы такой труд дал результаты, нужно много работать.

Косметологи и парикмахеры делают людей красивыми, но часто выслушивают от них не очень приятные вещи. Переводчики имеют возможность общения с различными людьми и культурами, бывать в разных городах. Но, к сожалению, на рынке труда очень большой уровень конкуренции в этом направлении.

Программисты имеют широкую сферу деятельности, но конкуренция здесь тоже значительная. Психологи способны помогать людям и приносить им пользу, но работа требует устойчивости психического состояния к стрессам и неадекватным личностям.

Профессии, связанные с наукой дают возможность сделать важное открытие и прославиться. Но добиться этого нелегко и нужно много работать.

Про профессии можно много говорить. Перечень их достаточно большой и разнообразный. Но не стоит забывать, что профессия и должность – это не одно и то же. Профессия требует определенной подготовки и обучения. Она является основным источником дохода и требует регулярного труда. Должность же представляет собой трудовой пост в какой-либо организации. Есть должности, которые могут занимать только люди определенной профессии. А некоторые должности предусматривают возможность принятия на работу людей нескольких разных профессий.

Ошибки при выборе профессии

Очень важно верно определить, что действительно Вам нужно.

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены — они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.

8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Основные правила выбора профессии (советы подросткам)

ПРАВИЛО 1:

К выбору профессии, чтобы не ошибиться, нужно подходить серьезно и обдуманно. Знай, что правильно выбранная профессия принесет не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток.

В первую очередь, не ленись, будь активен в осуществлении профессионального выбора. Обдумывай, осмысливай каждый сделанный шаг в направлении профессии. Только тогда Ты сможешь быть уверен, что сделал все для того, чтобы выбранная профессия приносила Тебе огромное удовольствие, была интересна на протяжении всей жизни. А любимая работа в большинстве случаев приносит не только моральное удовлетворение, но материальный достаток.

Ведь профессионал — это, в первую очередь, тот, кто увлеченно работает и постоянно совершенствует свое мастерство. А это уже внушает уважение со стороны работодателей, подпитывает их желание удержать таких специалистов и, соответственно, платить им больше, чтобы не потерять свои высококвалифицированные кадры.

ПРАВИЛО 2:

Нельзя позволять друзьям и родственникам давить на выбор и принимать за себя решение. Учти их мнения как варианты выбора и внимательно, будто под микроскопом, изучи каждый в отдельности.

Ты также должен понять, что никто не сделает за Тебя профессиональный выбор. Тебе самому поступать в профессиональное учебное заведение, самому учиться и опять же Тебе работать по выбранной профессии в дальнейшем. Если на Твое решение пытаются не просто влиять, а давить родственники и друзья, не позволяй им делать это. Обидно будет, если вдруг выбранная за Тебя профессия окажется совсем не интересной. Но это не значит, что Ты должен решительно отвергнуть предложенные друзьями и родственниками варианты. Не ограничивай свой выбор. А вдруг среди этих профессий окажется та, которая идеально Тебе подходит? Поэтому советую принять со стороны все мнения и суждения в отношении профессий для того, чтобы расширить спектр поиска, а затем обдумать каждую из них по предложенной в этой книге схеме.

ПРАВИЛО 3:

Нельзя увлекаться внешней стороной профессии. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Постарайся предусмотреть все плюсы и минусы своего профессионального выбора.

Кроме того, Ты должен учитывать, что за названием профессии скрывается много различных факторов и характеристик, касающихся условий, предмета труда, вида и характера деятельности и многого другого, поэтому не исключено, что, увлекшись внешней, привлекательной стороной профессии, Ты упустишь ее теневую, негативную сторону.

ПРАВИЛО 4:

Чем больше расспросишь и узнаешь о профессиях, тем больше можешь быть уверен в том, что предусмотрел все последствия того или иного профессионального выбора.

Для того, чтобы взвесить и проанализировать все стороны профессии и понять, насколько она Тебе подходит, наверняка понадобится помощь и чей-то совет. Поэтому не стесняйся расспросить родственников, учителей, школьного психолога, представителей различных профессий, с которыми Ты сталкиваешься практически каждый день. Советую также обратиться в Центр профессиональной ориентации молодежи, где опытные консультанты не только расскажут о разных, даже самых «экзотических» профессиях, но и помогут выявить Твою профессиональную пригодность. Чем больше будешь спрашивать о различных профессиях, тем осведомленнее станешь, тем яснее поймешь, чего хочешь и что можешь получить.

ПРАВИЛО 5:

Профессию нужно выбирать с учетом своих способностей, склонностей, интересов, талантов и желаний.

Также обязательно надо учитывать, что для достижения успехов на профессиональном поприще, помимо огромного желания овладеть той или иной профессией, необходимо иметь внутренние склонности, способности, таланты к данному виду деятельности. Иначе может случиться так, что, уже имея документ о соответствующем профессиональном образовании и работая по выбранной без учета своих личных качеств специальности, Ты станешь быстро уставать от своей работы, а совершенствоваться в профессиональном плане тебе просто не захочется (потому что к неподходящей работе быстро исчезает интерес), и, в конце концов, просто сменишь вид деятельности. А для этого Тебе снова придется учиться и заново начать свой профессиональный рост, карьеру, в то время как Твои ровесники уже достигли определенной стабильности и успешны в работе.

Это далеко не все правила, которые необходимо молодому человеку учитывать при выборе профессии. Есть еще одно — самое главное, учитывая которое, Ты можешь быть уверен в успешности своего профессионального выбора.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильноли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам

Профориентационные тесты для правильного выбора специальности

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

Разделы сайта