Готовность ребенка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии мышления и речи ребенка, приучать его к четкости и логичности мысли, к точности действий.
Ребенок, поступающий в школу, должен знать:
- Свое имя, отчество и фамилию;
- Свой возраст (желательно дату рождения);
- Домашний адрес;
- Свой город и его главные достопримечательности;
- Страну, в которой живет;
- Фамилию, имя, отчество родителей, их профессии;
- Времена года (последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года);
- Домашних животных и их детенышей;
- Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей;
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
Ребенок должен уметь:
- Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды;
- Уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки;
- Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.);
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать взрослого 30-35 минут;
- Полно и последовательно пересказать, прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок;
- Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов;
- Различать гласные и согласные звуки;
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
- Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов);
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно; выполнять счетные операции в пределах 10.
Перед поступлением ребенка в школу родителей обычно беспокоит вопрос о том, как подготовить его к овладению навыками письма.
Нужно знать, что способность писать требует:
- хорошо развитой моторики кисти;
- явно выраженной доминирующей руки (правой/ левой);
- координации между глазами и кистью руки;
- развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз;
- восприятия и понимания картинок;
- распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;
- понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых, и малыш закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Правила пользования ручкой разрабатывались детально: в них учтены правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способность выдерживать, максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка же, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно после переучета.
Как правильно держать ручку?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного: опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.
Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 – 2 см.
Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.
Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
Вас должно насторожить:
Если ребенок активно поворачивает лист во время рисования и закрашивания – это означает, что малыш не умеет изменять направление линии только при помощи пальцев (а значит, его рука жестко фиксирована).
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
1. На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
2. Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
3. Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур (размером в треть альбомного листа) без отрыва руки.
4. Если ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо рук, вам следует обратить внимание и на сформированность навыка письма.
ПОМНИТЕ!
- В дошкольном возрасте нужно не обучать ребенка написанию письменных букв, а готовить его к письму при помощи специальных упражнений.
- Задания должны быть нескучными, с интересными рисунками, которые можно обвести и раскрасить.
- Материал для обучения письму должен строго дозироваться. Дошкольник 6 лет не должен прописывать, даже с отдыхом, более 3-4 строчек.
- Заниматься с ребенком желательно не более 20 минут.
- Не забудьте похвалить ребенка за старания, замечайте даже незначительные успехи, не ругайте его за каракули.
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудоемкий процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!
Советы родителям (развитие мелкой моторики, пространственных представлений, мышления, внимания, восприятия, памяти)
СОВЕТУЕТ ПСИХОЛОГ "Что делать, если Ваш ребёнок ЛЕВША..."
- Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жёсткое следование режима может быть непомерно трудным.
- Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним.
- Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая его.
- Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.