Как развить внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию?
Внутренняя позиция школьника - отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.
Формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения.
У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности.
Несколько рекомендаций педагогам:
1. Обеспечивайте у учеников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий для каждого конкретного ученика, либо группы детей.
2. Обеспечивайте детям переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход будет ориентировать вашего ученика на собственное совершенствование.
3. Используйте все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите уроки в нетрадиционной форме
4. Используйте личностно-ориентированное обучение: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем.
5. Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие.
6. Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.
7. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания мотивации учения.
Рекомендации педагогу для решения конфликтной ситуации.
Очень часто педагоги обращаются со следующими вопросами:
"Как преодолеть трудности в педагогическом общении с учениками?",
"Как реагировать на хулиганские выходки трудных учеников?"
Действительно, где бы мы с вами ни работали, сталкиваясь с "плохим поведением" своих учеников, мы спрашиваем себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, как уберечь хороших учеников от дурного влияния и предотвратить возникновение конфликтных педагогических ситуаций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы сначала хотим ознакомить вас, уважаемые учителя, с алгоритмом решения конфликтной педагогической ситуации.
Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"
Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.
Памятка: суицидальное поведение детей и подростков
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
Выделяется три типа суицидального поведения (Личко А.Е.):
1) демонстративное - без намерения покончить с собой;
2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины:
1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
4. Конфликт, связанный с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:
- конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
- переживание обиды - 32%;
- чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%;
- состояние здоровья - 15%.
Детским попыткам самоубийств могут предшествовать:
- вина и стыд за проступки;
- насилие над детьми, развод родителей;
- алкоголизм или амбивалентное отношение матери;
- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.
Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.
1. Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
2. Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мне больно!»
3. Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
4. Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
5. Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.
Психологические особенности самоубийц (Слуцкий А.С., Занадворов М.С.)
- Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.
- Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.
- Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.
- Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.
- Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.
Признаки появления суицидальных намерений у детей:
- Сужение интересов, внутренняя концентрация.
- Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность.
- Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.
Как относиться?
Если вы родитель, воспитатель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе.
1) «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% людей, совершивших самоубийство, психически не здоровы.
2) «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
3) «Существует влечение к самоубийству; однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.
4) «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
5) «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.
Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:
- страх, тревога, сочувствие;
- нетерпение, раздражение, отвержение.
Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни, и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).
Что делать?
Если вы не видите серьезных оснований для кризиса, и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только «шантаж»), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.