Обязательный выпускной экзамен по учебному предмету
"История Беларуси"
Выпускной экзамен по учебному предмету "История Беларуси" проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.
Что будет оцениваться на экзамене:
знание теоретического содержания учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и процессами);
знание фактологического содержания учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);
хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);
картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника информации; характеристика социально-экономического, геополитического положения);
знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных материалах и анализ содержания документа; характеризовать позицию автора исторического первоисточника);
знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).
Содержание экзамена
Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.
По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:
- синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
- соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:
- сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;
- объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;
- раскрытие содержания исторических понятий и терминов;
- анализ содержания исторического документа;
- анализ статистических данных;
- характеристика деятельности исторической личности;
- характеристика творчества деятеля науки (культуры);
- характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;
- характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):
1. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
2. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
3. Беларусь у 1919–1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі.
4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
5. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
6. Партызанскі рух і падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі
(1941–1944 гг.).
7. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
8. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
9. БССР у 1955–1991 гг
10. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
11. Первая мировая война
12. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
13. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
14. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
15. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
При необходимости на экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.
Несколько советов по подготовке к устному экзамену по истории
- Повторяй материал по вопросам.
- Читая материал, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа.
- Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
- Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%.
- Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, помечайте опорные слова.
- Беречь глаза! Делать перерыв каждые 20-30 минут (поднять глаза, посмотреть вдаль)
- Минимум телевизионных передач!
- За день до начала экзамена постарайся ничего ни делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся –"Не наелся - не налижешься".
- Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
- Перед входом в класс приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Входи в класс с уверенностью, что все получится.
Билеты по истории Беларуси (см. в формате 24,9 КБ)
Алгоритмы к практическим заданиям по истории Беларуси (см. в формате 55,0 КБ)