Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Памятка для учащихся: как готовиться к олимпиаде

Олимпиада —  это всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.

Советы участникам олимпиад:

  1. Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  2. Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
  3. Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  4. Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  5. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.

Рекомендации по заучиванию материала:

Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Как вести себя во время олимпиады:

  • Перед олимпиадой обязательно выспись.
  • Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
  • За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
  • Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
  • Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано.
  • Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
  • Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
  • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Как готовиться к олимпиаде

Отведите побольше времени для подготовки
Если оставить подготовку к олимпиаде на последнюю минуту, это значительно уменьшит ваши успехи.

Отдых
Подготовка к олимпиаде – это напряженный труд, который сильно утомляет. Для успешной работы важно иметь отдых. Отведите в своем расписании подготовки к олимпиаде время на него.

Найдите тихий уголок

Создайте условия, в которых вы сможете готовиться к олимпиаде наиболее эффективно. Многие думают, что шумная обстановка не мешает. Это ошибка! Все, что отвлекает, - снижает собранность.

Делайте краткие заметки

Подготовка к олимпиаде обычно более эффективна, если вы активно работаете, а не просто читаете материал. Читая конспекты или учебники, делайте краткие примечания, выделяя основные мысли. Глубокое осмысление основных идей гораздо важней простого запоминания фактов.

Чтобы чувствовать себя уверенно на олимпиаде:

  •  отправляйтесь на олимпиаду хорошо отдохнув и после хорошего завтрака;
  • выйдите пораньше, чтобы не торопясь прийти вовремя;
  • подумайте о письменных принадлежностях для возможных записей;
  • во время олимпиады постарайтесь не нервничать.
  •  Как вести себя во время олимпиады

Будьте  внимательны!
Соблюдайте правила поведения на олимпиаде!
 Не выкрикивайте с места, если вы хотите задать вопрос, поднимите руку. Ваши вопросы не должны касаться содержания заданий. 

Сосредоточьтесь!
Постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время! Торопись не спеша! 

Не бойтесь!
Временные рамки не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.

 Начните с легкого
 Начните отвечать на  вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдёте в рабочий ритм. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Приёмы для снятия эмоционального и физического напряжения

«Лимон»:
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Сосулька»:
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

«Воздушный шар»:
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

«Приседания»:
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний.

«Прыжки»:
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 15-20 прыжков на месте.

Как хорошо справиться с олимпиадными заданиями

  1. Если чувствуешь сильное волнение перед тем, как зайти в кабинет, можно глубоко вздохнуть несколько раз, пройтись быстрым шагом.
  2. Непосредственно перед кабинетом не старайся что-нибудь повторить, может возникнуть ощущение «каши» или что ничего не знаешь. Лучше потрать это время на психологическую настройку.
  3. Перед дверью успокойся, скажи себе: «Я спокоен. Ничего особенного не происходит. Я могу очень многое».
  4. Смело и уверенно входи в класс, с мыслью, что все получится. Улыбнись и поздоровайся.
  5. Сядь удобно, выпрями спину. Сделай несколько вдохов. Подумай о том, что ты умный, сообразительный и т.д.
  6. Слушай внимательно все инструкции.
  7. Сосредоточься! Забудь про окружающих. Для тебя существует только текс заданий и время.
  8. Торопись не спеша. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.
  9. Перечитывай вопрос дважды, убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  10. Начни с легкого! Отвечай на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься.
  11. Пропускай трудные или непонятные задания. потом, когда ты войдешь в рабочий ритм, ты к ним вернешься.
  12. Читай задание до конца. Спешка не приводит к хорошим результатам.
  13. Думай только о текущем задании. Когда ты видишь новое задание, забудь, что было в предыдущем.
  14. Забудь о том, что ты чего-то не знаешь. Каждое новое задание – это шанс набрать новые баллы.
  15. Исключай! Многие задания можно быстрее сделать, если исключать все те варианты, которые не подходят.
  16. Запланируй два круга. Рассчитай свое время так, чтобы можно было вернуться к сложным заданиям.
  17. Проверь! Оставь время для проверки своей работы.
  18. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни: количество заданий, с которыми ты успешно справился, может оказаться достаточным для хорошего результата.

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ПОБЕДЫ НАД СТРЕССОМ

Бывают моменты, когда кажется, что все так плохо, что хуже уже некуда. И совсем не вериться, что «я смогу так же беззаботно смеяться, как раньше». Сможешь! Черная полоса в твоей жизни не навсегда. Но если ты не найдешь силы помочь себе, то без потерь не обойдешься. Ты рискуешь либо озлобиться и ожесточиться надолго, либо впасть в депрессию. Так что выбирай: тебе может помочь «доктор»- время, но ты можешь помочь себе и сам.

Главное - не копить дурные эмоции, не закупоривать их в себе. Если ты на что-то сердит, не подогревай свою злобу до такого состояния, когда внутри начнет работать «вулкан», т.к. он может «взорваться» в самое неподходящее время.

ПОМНИ! Только ты можешь изменить. Надо только этого захотеть.

ВЕРЬ, что жизнь тебя не оставит. Персидский поэт Низами формулирует это так: «за темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим!».

ПОЙМИ, что пережить твою неприятность можешь только ты, не перекладывай ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получиться. Прими случившееся, как неизбежное.

ПОДЕЛИСЬ с кем-нибудь своими переживаниями.

НАЙДИ «образец»: т.е. такого человека, который выстоял в подобной ситуации.

СДЕЛАЙ ВЫВОДЫ. Прими поражение как ценный урок, подаренный тебе жизнью.

СРАВНИ свою проблему с другими. На фоне других проблем, имеющихся у разных людей, твоя может показаться не такой значительной.

Постарайся сосредоточиться на том, что есть в твоей жизни хорошего.

Выполняй специальные упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

А еще старайся выглядеть, как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагай для этого соответствующие усилия (танцуй, занимайся спортом т т.д.)

Если все же чувствуешь, что у тебя недостаточно сил, не стесняйся ПРОСИТЬ ПОМОЩИ. Не надо этого стыдиться!

Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде

Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя. 

Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.
Помните, что иное поражение это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать. Прием совладания с тревожностью: поговори с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на олимпиаде и заранее продумай свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить?
И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время участия в олимпиаде.

 Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде?

Почти каждый из нас сталкивается перед олимпиадой с таким явлением как волнение. Волнение перед олимпиадой бывает разное. Если у одних эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.

Стабилизация эмоционального состояния

1. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.

2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы - сон, в том числе и кратковременный (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2 – 5 минут.

3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

4. Дыхательная гимнастика. Существуют два понятия успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом олимпиады нужно сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

5. Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

1.Ритмичное четырёхфазное дыхание
2.Сядьте удобно и положите руки на колени.
3. Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло.
4. Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
5. Третья фаза (4 – 6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
6. Четвёртая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2 – 3 минут.

Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.

Помни, что вера в успех – это половина успеха!

Трудные жизненные ситуации

Человек в процессе жизнедеятельности иногда сталкивается с такими ситуациями, разрешение которых представляется довольно трудным и требует значительных усилий.

Памятка

Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

Рекомендации психолога старшеклассникам

−      Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.« 

−      Помни: нет безвыходных ситуаций. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

−      Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему – тебе станет значительно лучше.

−      Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.

−      Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

−      Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового – день прожит напрасно.

−      Самое ценное в нашей жизни – здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

−      Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

−      Анализируйте каждый прожитый день – учиться лучше всего на собственных ошибках.

−      Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.

Отношения с родителями

1. Проявляйте внимание к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуйте их чем – нибудь. Это помогает наладить контакт.

2. Постарайтесь объясняться с родителями человеческим языком – это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

3. Попросите родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

4. Помните, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайтесь не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

5. Если родители ведут себя с вами как с маленьким ребенком, напомните вежливо им, что вы уже повзрослели и хотели бы вместе с ними решать проблемы, связанные с вашей жизнью.

6. Дайте понять родителям, что вы нуждаетесь в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

7. Разговаривайте со своими родителями, сообщайте им новости вашей жизни.

8. Старайтесь не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

9. Помните, что родители тоже могут совершать ошибки. Будьте снисходительны.

10. Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайтесь, что бы произошло, если бы вам было позволено все.

11. Если произошла ссора и вы чувствуете себя виноватым, найдите в себе силы подойди первым. Уважение вы не потеряете, поверьте.

12. Установите с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попросите их об этом.

13. Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнеситесь к ней с пониманием.

14. Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить себя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаетесь, обязательно позвоните, они же волнуются. Поберегите их для себя.

15. О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить вас от друзей. И все это может произойти, как вы считаете, из – за пустяка. Родителей же этот «пустяк» может вывести из себя. Подумайте, может быть, родители видят опасность, которую вы либо не осознаете, либо приуменьшаете.

16. Требуйте, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к вам и вашим друзьям. Может быть, вам станет понятно, почему они поступают так или иначе.

17. Если вы рассержены на кого – либо из друзей, учителей, раздражены на грязь, слякоть, а также на «двойку», поставленную «ни за что», не срывайте зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕХА

1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

2. Не бойся! Трус обречен на поражение.

3. Трудись! Другого пути к успеху нет.

4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.

5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.

6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь.

7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.

8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.

9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро.

10. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.

Как управлять своими эмоциями

1. Полностью избавится от эмоций и не разумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И на оборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

5. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.

6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

 

Несколько полезных установок в общении

1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и не повторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней и безопасней.

 

Советы, как перестать быть непопулярным в классе

Бывают так, что в своем классе, среди своих одноклассников ты чувствуешь себя Робинзоном. Тебя в лучшем случае могут не замечать. А в худшем, происходит открытая травля.

Я дам тебе советы, но их нужно выполнять. Они не все простые - но и положение у тебя трудное. Хоть так тебе трудно, хоть так - поэтому хотя бы попробуй что-то сделать! Попробуешь?

Учти, эти советы хорошие, действенные. Проверенные! Делай их. Не сразу, но они тебе помогут.

  1. Когда ты не в школе, когда тебя не "достают" - учись улыбаться. Улыбайся! Становись Солнышком.
  2. Проследи, чтобы быть всегда опрятной. Дразнить будут все равно, но лишних поводов не подавай.
  3. В классе учись ходить быстрее, увереннее, с развернутыми плечами (не сутулься) и не опуская голову. Говори громче. Да, это опасно, сильные - кто заметит - будут это пресекать, но часть не заметит, и это начнет поднимать твой статус.
  4. В классе начинай дружить. Хоть с кем, хоть с такими же, как ты - но дружить. Потому что надо научиться дружить и потому что, если у тебя будет больше друзей, ты станешь статусней.
  5. Подумай, можешь ли наладить хорошие отношения с кем-то из учителей? С учителем тоже можно дружить. И когда хотя бы у него на уроках ты будешь защищена, к тебе начнут относиться лучше!
  6. Когда станешь статуснее, начинай пресекать неуважение к себе со стороны слабых. Обзовет тебя сильный - промолчи. Обзовет слабый - гаркни на него, потому что ему нельзя! Попробуют тебя толкнуть - а твои друзья тебя защитят. Скоро заметишь, что тебя начнут уважать больше.
  7. И подумай, что ты можешь делать хорошо - и даже очень хорошо. Читать стихи отлично умеешь? Рисовать? Разбираться в геометрии? Быстрее всех бегать? Что-то еще? Это очень поможет тебе завоевать достойное место в классе и, шире, в твоей жизни.
  8. Если тебе помогли эти советы, передай, пожалуйста, их тому, кому еще только предстоит нелегкий путь завоевания авторитета.

Как готовить домашние задания

  1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
  2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
  3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Вы­ясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
  5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью на­ходить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
  6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе труд­ным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
  7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это мож­но сделать.
  8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
  9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
  10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. Убери со стола все лишнее—то, что может отвлекать. При­готовь то, что нужно для выполнения первого задания (учеб­ник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). 
  11. После того как подготовишься к первому уроку, все убери и при­готовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
  12. Между уроками делай перерывы.
  13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запом­нить.
  14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
  15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
  16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, вне­шние связи, а главные связи, связи по смыслу.
  17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
  18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, твор­ческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на про­тяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
  20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредото­чить внимание на самом важном в тексте и способствует луч­шему его запоминанию.
  21. Составляй план устного ответа.
  22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

 

Помни: мы лучше всего запоминаем:

—то, чем постоянно пользуемся;

—то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные дей­ствия);

—то, что нам нужно;

—то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

—то, что связано с нашими переживаниями (и приятны­ми, и неприятными).

Метод ключевых слов

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.

Ключевое слово должно способствовать воспроизведение соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сра­зу вспоминаем весь абзац.

Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов запиши их в той последова­тельности, которая нужна для выполнения задания.

К каждому ключевому слову поставь вопрос, который по­зволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

После соединения каждого ключевого слова со своим раз­делом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Метод «5 П»

1П — Просмотри текст (бегло)

2П — Придумай к нему вопросы

3П — Пометь карандашом самые важные места

4П — Перескажи текст

5 П — Просмотри текст повторно

Разделы сайта