Первый совет:
Ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты.
Второй совет:
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Выготского: творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.
Третий совет:
Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми, Люби жизнь в разных ее проявлениях. Тыдолжен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны, - тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.
Творческий человек, как правило, многогранен. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он - хороший методист, или: он - энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши.
Четвертый совет:
Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.
Пятый совет:
Будь счастливым! Будь оптимистом! Верь! Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций. И у тебя это будет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего. Иди на компромиссы. Бескомпромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще.
Шестой совет:
Будь честным и правдивым.
Седьмой совет:
Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..
Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Смеются над всем, что касается нежных отношений. В таких случаях важно не обидеть.
Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.
Восьмой совет:
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.
Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.
Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Девятый совет:
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.
Цель творчества - самоотдача, а не шумиха и успех!
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, ни, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.
Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.
Десятый совет:
Обрети гражданскую позицию. Позиция человека как гражданина формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Гражданская позиция, прежде всего - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.
Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет.
Думай сам!