ГРАФИК
работы учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
государственного учреждения образования
«Александрийская средняя школа Шкловского района»
Ильинской С.В.
на 2-ое полугодие 2023 / 2024 учебного года
Понедельник
|
12-50 - 17-30
|
Вторник
|
13-45 –16-50
|
Среда
|
12-45 –17-00
|
Четверг
|
12-40 –16-20
|
Пятница
|
12-10 –16-30
|
Учитель-дефектолог рекомендует
Развлечение вместо поучения или как позитивно общаться с детьми
- Вместо раздражённого: «Пошли скорее, сколько тебя ждать?!», скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!».
- Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт!», обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
- Вместо грубого: «Убери за собой!», произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…».
- Вместо рассерженного: «Не мешай!», сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим маленький праздник!».
- Вместо недовольного: «Не капризничай, твоя любимая футболка в стирке, надевай ту, которая есть!», примерить другую: «Смотри-ка, а вот родственница твоей любимой футболки. Давай ее наденем?».
- Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!», поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?».
- Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!», неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал! Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!».
- Вместо нудного: «Сколько раз повторять?!», сказать таинственным шёпотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повтори, как слышал?».
- Вместо поучительного: «Руки помыл?», предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечёт чёрная?».
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется всё – интонация, ваше настроение, реакция ребенка. Меняется в лучшую сторону. Не верите? Попробуйте!
Дети не делятся. Рекомендации для родителей «Как помочь своему ребёнку стать добрее к «особым» сверстникам»
Как сформировать культуру общения с «не такими, как все»?
Самое главное - принять для себя решение: «Я буду воспитывать в своём ребёнке адекватное отношение к «особенным» людям и буду расти и развиваться вместе с ним в этом направлении. Возможно, будет неочень просто, но я справлюсь, ведь моя материнская задача – заложить в ребёнке основы милосердия и сострадания».
Теперь приступаем к действиям:
- Начните с ребёнком беседу об «особых» детях с того, что их не стоит бояться. Несмотря на отличие, они такие же обычные дети. Просто в силу обстоятельств им нужно больше внимания и деликатности в общении.
- Расскажите своему сыну или дочке, как вести себя при виде ребёнка с заболеванием. Например, невежливо рассматривать его, а уж тем более показывать пальцем. Не готов подойти – просто не обращай внимание.
- Познакомьтесь с семьёй, где растёт ребёнок с особенностями в развитии, чтобы дети быстрее начали общаться. Подобный опыт пойдёт вашему ребёнку на пользу: он научится видеть и понимать трудности другого. А значит, уже не обидит «особого» ребёнка ни словом, ни жестом.
Правда, нет ничего сложного? А ведь так мы можем изменить ситуацию вокруг, сделать наш мир добрее … .
Советы для родителей
КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?
СОВЕТ №1
Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребёнка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребёнок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребёнка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители – две и т.д., постепенно навык чтения прочно закрепляется.
СОВЕТ №2
Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где тот всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то (подарок уже лежит в нужном месте). Ребёнок предполагает игру, но, тем не менее, очень радуется! На следующее утро ещё одно письмо, где про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как ребёнок дёргал кошку за хвост. И потому билеты в цирк откладываются. У ребёнка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
СОВЕТ №3
Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребёнок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу.
И, конечно, тексты для чтения должны быть интересными, увлекательными, побуждающими размышлять.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЛЕВША!
Большая часть человечества - праворукие, и только 5-12% из всех являются леворукими. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди.
Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Есть гениальные левши и гениальные правши. Это еще раз подтверждает, что леворукость- индивидуальный вариант нормы.
Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее, длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
Работа с тетрадью
Ребёнок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.
Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.
Советы родителям леворуких детей:
- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости;
- следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка;
- не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья;
- леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим;
- успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного, причем символического изображения. Формируется чтение на базе устной речи, то есть буквы придуманы для обозначения звуков речи, а не наоборот! Учить ребенка чтению можно, начиная с 4-х лет, но при двух непременных условиях: наличии интереса и правильном произношении всех звуков речи. Ребенок, говорящий МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ, вместо МАША МЫЛА РАМУ, так и прочтёт, следовательно – вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения.
К 4-5 годам ребенок с нормальной речью, овладевает правильным произношением и лексико-грамматической системой родного языка. Дошкольник без речевых нарушений, не изучая правил, избегает многих ошибок при чтении и письме, так как у него есть развитое фонематическое восприятие, чувство языка, значительный речевой опыт. Его практические обобщения и представления о языке формируются в ходе естественного развития.
ЧТО НЕОБХОДИМО детям с нарушениями речи, чтобы начать правильно читать и писать?
- Развитое фонематическое восприятие (позволяющее не смешивать между собой звуки речи).
- Чистое произношение (позволяющее определенную букву однозначно соотносить со звуком).
- Навыки звуко-слогового анализа и синтеза (позволяющие сливать звуки в слоги и слова, раскладывать слова на слоги и звуки). Причем, помним, что звуковой анализ должен предшествовать звуковому синтезу!
- Достаточный словарный запас (позволяющий соотносить услышанный звукокомплекс с конкретным объектом или явлением).
- Знание грамматических закономерностей родного языка (чтобы уловить грамматическое значение в читаемом тексте или передать его на письме).
- Навыки планирующей, исполнительской и контрольной деятельности (для самостоятельного письма).
- Графические навыки (развитая мелкая моторика и зрительное восприятие).
И только потом (не на первом месте) ЗНАНИЕ БУКВ!