Общие положения
Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него, и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их законным представителям, работникам учреждения права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам, оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Актуальность
Основное звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности, его правовом воспитании является учреждение образования. В них дети должны осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала.
Практика показывает, что правовые взгляды несовершеннолетних поверхностны, недостаточно осознанны. Оказываясь в различных жизненных ситуациях, вступая во взаимоотношения с детьми и взрослыми, подростки нередко неверно оценивают правовые явления и факты, основываясь на неточных или ошибочных взглядах, что затрудняет разрешение спорных вопросов, порождает непонимание между людьми, приводит к накоплению опыта неконструктивного, насильственного разрешения конфликтных ситуаций, либо к опасным формам поведения (употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений). В связи с вышеизложенным, возникла необходимость разработать проект, направленный на формирование подросткового правого сознания, расширение социально-правовых компетенций, профилактику трудных жизненных ситуаций и готовность к преодолению таковых.
Основной целью проекта «Правовая школа» (далее – проект) является содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания обучающихся и других участников образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Основными задачами проекта являются:
- Правовое воспитание участников образовательного процесса.
- Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
- Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение образовательных, творческих акций, мероприятий, а также путем вовлечения в социально значимую деятельность несовершеннолетних подконтрольных категорий и склонных к противоправному поведению.
- Формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.
- Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.
Проект реализуется с марта по декабрь 2024 в каждом учреждении образования района.
В работе проекта принимают участие (эксперты)представители отдела по образованию, социально-педагогического центра, системы здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных органов, инспекции по делам несовершеннолетних, отдела по чрезвычайным ситуациям и другие заинтересованные.
Мероприятия в рамках проекта проводятся в течение второйдекады каждого месяца согласно календарного плана реализации проекта правовой направленности (прилагается) либо по теме актуальной для учреждения образования в настоящее время.
Анонс о дате, месте и времени проведения мероприятия, приглашенном госте (эксперте) размещается на информационном стенде, официальном сайте учреждения образования не позднее 10 числа каждого месяца.
Информация о проведенном мероприятии размещается на официальном сайте учреждения, образования в течение двух дней после его проведения.
Форму проведения мероприятия, категорию аудитории(учащиеся, законные представители, педагогические работники) определяет учреждение образования после согласования с приглашенным экспертом.
Координатором проекта являются отдел по образованию Шкловского райисполкома.
Результативность реализации проекта измеряется степенью готовности и стремлением несовершеннолетних к соблюдению законов, выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.
Критериями оценки результативности реализации проекта являются:
повышение степени законопослушности подростков, снижение уровня совершенных правонарушений;
проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни;
осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др.
Ожидаемые результаты реализации проекта
достижение прочных знаний о законодательстве, правах и обязанностях личности;
создание у обучающихся устойчивой ориентации на законопослушное поведение, формирование привычек соблюдения закона, выработка навыков и умений участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неминуемости несения ответственности;
повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся.
Календарный план реализации проекта правовой направленности
«Правовая школа» на 2024 год
№ п/п
|
Тема
|
Сроки
|
Участники
|
Место проведения
|
Ответственный
|
-
|
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом)
|
март
|
Учащиеся 1-11 классы
|
Актовый зал
|
Группа по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отдела внутренних дел Шкловского РОВД
Отдел по образованию
|
-
|
Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья)
|
апрель
|
Учащиеся 1-11 классы
|
Актовый зал
|
УЗ «АВОП аг.Александрия»
Жавронкова И.И.
|
-
|
Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи)
|
май
|
Родители и законные представители обучающихся учреждений общего среднего образования
|
Актовый зал
|
Участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Шкловского РОВД
Бешенкова А.В.
|
-
|
Профилактика наркотической и алкогольной зависимости - залог здоровой нации
|
июнь
|
Учащиеся оздоровительного лагеря труда и отдыха
«Бригада»
|
Учебные кабинеты
|
УЗ «АВОП аг.Александрия»
Жавронкова И.И.
|
-
|
Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля)
|
июль
|
Учащиеся школы
|
Учебные кабинеты
|
Группа по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отдела внутренних дел Шкловского РОВД
|
-
|
Играть с огнем опасно! Профилактика пожаров
|
август
|
Учащиеся школы
|
Школьная игровая площадка
|
Начальник ПАСП 11 Шкловского РОЧС
Кузьмин А.П.
|
-
|
Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних (ко Всемирному дню предотвращения суицидов)
|
сентябрь
|
Учащиеся 5-11 классов
|
Учебные кабинеты
|
ГУО «Социально-педагогический центра города Шклова»
педагог-психолог
Кулешов К.А.
|
-
|
Киберпреступления – новая угроза безопасности
|
октябрь
|
Учащиеся 1-11 классы
|
Актовый зал
|
Участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Шкловского РОВД
Бешенкова А.В
|
-
|
Буллинг в подростковой среде: причины и последствия
|
ноябрь
|
Учащиеся 1-11 классы
|
Актовый зал
|
ГУО «Социально-педагогический центр г.Шклова»
педагог-психолог
Кулешов К.А.
|
-
|
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
|
декабрь
|
Родители и законные представители обучающихся учреждений общего среднего образования
|
Актовый зал
|
Участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Шкловского РОВД
Бешенкова А.В
|